Программа средней группы детского сада

Программа средней группы детского сада
Предыдущая12345678910111213141516Следующая


Мы установили, что обучение звуковому анализу в дошкольном возрасте возможно лишь ка основе усвоения особого способа произнесения слова, при котором происходит своего рода обследование звуковой структуры слова. Действию обследования звуковой стороны слова с последующим выделением из слова нужного звука мы предлагаем учить детей в средней группе детского сада. Нам было ясно, что такого рода обучение детей-четырехлеток должно быть включено в какую-то другую, интересную для детей этого возраста деятельность.
Мы включили эти задания в занятия по разучиванию стихотворений, стараясь так подобрать тексты стихов, чтобы момент выделения в них какого-то звука был интересен, занимателен для детей. Есть звуки, само произнесение которых можно обыгрывать: интонационное подчеркивание звука ж имитирует полет жука, пчелы; длительное протягивание звука ш - шелест листьев; быстрое повторение звука п — пыхтение ежика и т. д. Для каждого из этих звуков (и многих других) мы подобрали короткие стихотворения, в которых какой-то один звук встречается почти во всех словах. Принцип проведения этих занятий в средней группе заключается в следующем: воспитатель прочитывает детям короткое (2—4 строчки) стихотворение, читает его вместе с детьми и, убедившись, что дети запомнили текст, предлагает послушать измененное чтение этого стихотворения.
Изменение заключается в том, что воспитатель читает стихотворение, интонационно подчеркивая в нем нужный звук. Удачно начинать эти занятия с разучивания стихотворения С. Я. Маршака «Жук» (отрывок из «Веселого путешествия от А до Я»). Прочтя это стихотворение с интонационным подчеркиванием в нем звука ж, воспитатель спрашивает группу: «Вы заметили, как я сейчас прочла это стихотворение?». Дети, которые на предыдущих занятиях уже «жужжали», «шуршали», «пыхтели» и «звенели», радостно отвечают: «Вы жужжали!» После этого воспитатель снова читает стихотворение и предлагает детям найти в нем слова, которые «жужжат». Таким образом впервые на занятиях мы переключаем внимание детей со смысловой стороны слова на его формальную, звуковую сторону. Детям этого возраста, как показала наша экспериментальная работа, трудно самим изменять свою артикуляцию, интонационно выделяя какой-то звук, сначала они могут делать это, только повторяя слова воспитателя. Не надо торопить детей, заставляя их быстрее овладеть такой измененной артикуляцией, пусть они научатся хорошо, легко менять свою артикуляцию хотя бы подражательно, но важно научить их интонационно выделять вслед за воспитателем звук в любой части слова (а не только в начале) и уметь интонационно подчеркнуть в слове звук любой артикуляционной характеристики (а не только те звуки, которые легко тянутся).
На каждом занятии дети, в сущности, должны учиться одному и тому же — овладевать способом подчеркнутого, интонационного выделения звука в слове с последующим произнесением этого звука изолированно. Очень важно строить занятия таким образом, чтобы дети усваивали именно обобщенный способ выделения звука в слове, а не тренировались каждый раз в выделении определенного звука в слове. На это должны быть направлены и подбор стихотворений (два раза подряд не надо разучивать стихи для выделения одного и того же звука), и все замечания воспитателя. Что мы имеем в виду? Воспитатель никогда не должен говорить детям: «Мы научились выделять в словах звук ж», ибо дети не учатся выделять определенный звук, а усваивают способ выделения в слове любого звука. Соответственно и воспитатель должен завершать занятие, например, так: «Мы выучили сегодня стихотворение про жука и слушали в этом стихотворении звук ж». Не «научились выделять звук ж», а «сегодня слушали звук ж, завтра п» и т. д.
На занятиях такого рода, основная цель которых заключается в том, чтобы научить детей менять свою артикуляцию, усвоить способ интонационного выделения звука в слове, нужно выделять в словах только согласные звуки. Почему? Интонационно потянуть в слове гласный звук — значит произнести его тягуче по слогам. Действительно, посмотрим, как выглядит стихотворение «Наша Маша», если произнести его с интонационным выделением звука а.
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька и т. д.
Мы видим, что при таком произнесении детям не надо перестраивать свою артикуляцию, так как слоговое деление слов является для нашей речи естественным. Мы же должны научить детей не естественной, а совершенно новой для них артикуляции, выполняющей функцию обследования звукового состава слова. Итак, при подборе стихотворений для занятий в средней группе надо соблюдать следующие условия:
1. Необходимо так планировать занятия, чтобы два раза подряд дети не выделяли один и тот же звук. Ребята этого возраста склонны к догматическому усвоению указаний взрослого, поэтому, выделяя на двух занятиях один и тот же звук, они начинают считать, что только этот звук и может «чаще всего встречаться». И на третьем занятии, когда им предлагается для анализа другой звук, упорно твердят, что они слышат опять тот звук, который встречался им на двух предыдущих занятиях.
2. Не все звуки в русском языке одинаково легко выделяются: естественно, легче интонационно выделить те звуки, которые можно потянуть (сонорные, шипящие, свистящие). Гораздо труднее для интонационного выделения губные, взрывные, мгновенные согласные. Важно так подобрать стихи для этих занятий, чтобы звуки легко и трудно выделяемые чередовались, так как в противном случае, усвоив и затвердив способ протяжного произнесения нужного звука, дети с большим трудом будут каждый раз переходить к подчеркнутому произнесению и выделению звука, который нельзя протянуть. Здесь очень важно, чтобы воспитатель сам умел ярко подчеркнуть при чтении стихотворения нужный звук.
3. При подборе стихотворений важно проследить, чтобы выделяемый звук встречался в словах в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова, иначе ребята затвердят способ выделения звука в какой-то одной части слова (как правило, в начале слова).
4. Для выделения нужно брать только согласные звуки, ибо только при интонационном выделении согласного звука требуется изменение привычной артикуляции.
Соблюдая эти условия подбора стихов и потешек, воспитатель должен научить всех детей группы умению слышать в слове интонационно выделяемый взрослым звук и назвать этот звук отдельно.
На следующем этапе обучения дети должны научиться сами менять свою артикуляцию, произносить слова, интонационно подчеркивая в них нужный звук. Нельзя ожидать, что все дети группы научатся этому сложному действию одновременно. В каждой группе всегда есть дети с быстрым и замедленным восприятием. Одни усвоят новый способ уже на 1—2-м занятии, другие овладеют им после 5—6-го занятия. Это не должно пугать воспитателя, ведь на протяжении всех занятий мы учим детей одному и тому же: новому для них способу обследования звукового состава слова. Мы меняем материал, но программное содержание занятий остается неизменным, поэтому в конце концов все дети группы овладевают нужным материалом. В то же время каждое занятие воспринимается детьми как нечто новое — ведь и стихотворение, и звуки каждый раз новые. Это способствует тому, что даже наиболее подготовленным детям эти занятия не надоедают: они не замечают и, конечно, не могут заметить, что делают в сущности каждый раз одно и то же.
Убедившись, что дети справляются с задачей интонационного выделения звука в слове, воспитатель ставит перед ними новую задачу: определить, на каком месте в слове находится нужный звук — первый, в середине или последний. Если предыдущий этап хорошо отработан, дети не встречают никаких затруднений при выполнении этого задания.
Одновременно с отработкой основной цели этих занятий — умения выделить звук в слове — воспитатель вводит ряд дополнительных заданий, способствующих воспитанию умственной активности детей. Им предлагается самим назвать слова, в которых есть тот же звук, который они выделяли в стихотворении. Вначале детям трудно справиться с таким заданием: ведь никогда раньше они не обращали внимания на звуковую сторону слов. Воспитатель должен прийти на помощь, но не путем прямого подсказывания. Для занятия специально подбираются игрушки, предметы, в названии которых есть нужный звук, и воспитатель обращает на них внимание группы. Для того чтобы дети не пошли по пути механического перечисления всех предметов, лежащих на столе воспитателя, среди них должно быть несколько игрушек, в названии которых нет нужного звука. Ошибочно назвав «неправильные» слова, прослушав их произнесение воспитателем и произнеся их самостоятельно с интонационным выделением, дети начинают более вдумчиво подходить к заданиям, произносить слово сначала тихонько, про себя и, лишь убедившись в правильности ответа, повторять его вслух. Естественно, что к таким самостоятельным пробам могут прибегать лишь те дети, которые уже владеют способом интонационного выделения звука в слове.
После этого можно предложить детям называть слова без опоры на специально подобранные воспитателем предметы. Постепенно дети начинают называть все большее и большее количество слов, удовлетворяющих заданному признаку. Так, на одном из занятий в средней группе детского сада дети по заданию придумать слова со звуком ш назвали 30 слов, удовлетворяющих этому требованию.
Особенно радует то, что словарный запас детей настолько обогатился в ходе этих занятий, что наряду с названиями предметов дети называют абстрактные понятия (тишина), прилагательные (воздушный), глаголы (колышется).
Нельзя не отметить, что среди верно названных слов были и ошибочные ответы. Особенно часто дети путали звуки, близкие по звучанию (по заданию им надо было выделить слова со звуком ш), называя такие слова, как: жук, пиджак, зажигалка, щетка, прищепки, червяк. Ни один ошибочный ответ нельзя пропускать без дополнительного анализа. Так, в ответ на названное ребенком слово жук воспитатель произносит это слово, усиленно выделяя звук ж — жук, и спрашивает: «Разве в этом слове есть звук ш? Если бы был звук ш, то слово говорилось бы не жук, а «шук». Дети оживленно реагируют на такое произнесение и более тщательно проверяют себя, прежде чем назвать вслух вспомнившееся слово.
Итак, к моменту перехода в старшую группу детского сада дети в результате занятий этого типа должны овладеть следующими умениями:
1. Уметь услышать в стихотворении часто повторяющийся звук.
2. Уметь произнести слово, стихотворение, интонационно подчеркивая в нем нужный звук.
3. Уметь определить место звука в слове.
4. Уметь самостоятельно назвать слова с заданным звуком.
Эти занятия следует проводить раз в две недели, кяк занятие по родному языку. Вначале занятие должно быть совсем коротким, не более 10 минут, постепенно к концу года увеличиваясь до 20 минут. Занимаясь с детьми таким образом два раза в месяц, воспитатель успевает за полгода пройти всю намеченную программу.
Таким образом, в результате этих пропедевтических занятий дети приходят в старшую группу, свободно владея способом выделения в слове отдельного звука, что является необходимым условием для перехода к усвоению действия звукового анализа слов.




7425257083419053.html
7425316621923817.html
    PR.RU™