Социология физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина

Любая наука, достигшая известной зрелости, дифференциро-ванна и состоит из ряда отраслей или отдельных дисциплин. То же самое происходит и в социологии. В ней существуют такие области знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология; социология глобальных обществ, боль­ших и малых групп, социология различных институтов и сфер со­циальной жизни: морали, права, политики, семьи; социология социальных проблем: преступности, наркомании, этнических и расовых конфликтов и т.д. К числу подобных относительно само­стоятельных научных дисциплин принадлежит и социология фи­зической культуры и спорта.

Данная наука сложилась в начале XX в. в связи с потребностью общества в понимании таких социальных феноменов, как спорт, физическая культура, бурно развивающихся с начала столетия и играющих значительную роль в социальной жизни. Физическая культура и спорт к концу 1920-х годов приобретают черты соци­ального института, постепенно оформляются в самостоятельную отрасль социальной жизни. В настоящее время она представляет собой особый социальный институт и отвечает всем требованиям институализации:

— выполняет четко определенные социальные функции (оздо­ровительную, воспитательную, образовательную и др.);

- имеет развитую инфраструктуру и материальную базу (ста­дионы, спортивные залы, оздоровительные центры и т.д.);

— ведет активную подготовку профессиональных кадров (учи­лища олимпийского резерва, колледжи, институты, академии физической культуры).

Для изучения процессов развития и становления социального института физической культуры и спорта, его влияния на другие общественные структуры требуется проведение социологических исследований. Наряду с другими знаниями в области физической культуры и спорта формируется и наука социология. Она развивает­ся как самостоятельное научное знание, основанное на методе конкретных социологических исследований и обобщений научных достижений в других областях, исследующих физическую культу­ру и спорт как объект научного познания с точки зрения теории, психологии, педагогики.

Кроме того, четко определяется предмет рассмотрения социо­логии физической культуры и спорта: социальные отношения, которые включают механизмы взаимодействий в области физи­ческой культуры и спорта, их роль и место в жизни людей.

Таким образом, в настоящее время социология физической культуры и спорта является научной и учебной дисциплиной, имеющей в своем арсенале объект, предмет и метод научного по­знания. Социологические исследования позволяют выявить влия­ние различных социальных факторов на развитие физической куль­туры и спорта, а также определить влияние данной сферы на об­щественную жизнь. Многочисленные конкретные социологичес­кие исследования позволяют анализировать потребностно-моти-вационное состояние общества в сфере физической культуры и спорта, оценивать реальное отношение людей, их интересы, цен­ностные ориентации, уровень ценностного отношения к физичес­кой культуре и спорту.



Полученные данные позволяют находить правильные управлен­ческие решения, прогнозировать различные ситуации и прини­мать действенные меры по совершенствованию развития физичес­кой культуры и спорта, их положительному влиянию на соци­альную жизнь людей


Вопрос 2 Базовые понятия учебного курса «Социология физической культуры и спорта»

Учитывая, что «Социология физической культуры и спорта» является учебной дисциплиной, необходимо уяснить основные понятия курса. В первую очередь это касается понятия «культура».

Культура — явление чрезвычайно многообразное как по харак­теру, так и по формам своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в матери-

альной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, ре­гулирующих общественную деятельность, состояние нравов и т.д.

Понятие культуры употребляется для характеристики истори­ческих эпох (например, античная или средневековая культура), народностей (культура инков), наций, специфических сфер жиз­ни или деятельности (спортивная культура).

Отсюда различные толкования культуры, а значит, и ее опре­делений. Одно из понятий культуры, которое дает В.Харчева [4], — исторически определенный уровень развития общества и челове­ка, выраженный в конкретных типах и формах организации жизни и деятельности, а также создаваемых людьми материальных и ду­ховных ценностях.

Различают материальную и духовную культуру, однако это раз­личие относительно и возможно только в абстракции, так как ма­териальная культура — творение рук и умов человеческих, следо­вательно, содержит и духовные, и нравственные, и эстетические элементы. Физическая культура как явление общей культуры, оче­видно, доказывает, что не существует границ между материаль­ной и духовной культурой.



Культура — обобщенный, аккумулированный опыт человече­ства, который служит фактором формирования и сохранения спо­собностей, потребностей и свойств человека. Культура развивается в основном в трех формах своего существования:

— условия жизни (материальные и духовные ценности);

— культура деятельности (технологии ее осуществления);

— культура личности (способности, актуализированные знания и навыки практической деятельности человека).

Формы существования переходят одна в другую, совершая кру­гооборот культуры, который является условием ее развития и на­копления.

Культура охватывает различные социальные явления индивида: качество и способности человека, формы деятельности, типы по­ведения, связанные с ними образцы, нормы, правила, санкции, знаково-символические формы их проявления, эмоциональные ре­акции, знания, интересы, потребности, социальные отношения, процессы, институты, и др. Все эти социальные явления приобре­тают культурный статус лишь в том случае, если для индивида они выступают как ценности (признаются как важные, имеющие положительное значение), а потому поддерживаются, сохраняют­ся, передаются из поколения в поколение. Социальные явления, которые индивид оценивает негативно, образуют для него сферу контркультуры.

Культура включает в себя как сами ценности, так и социальные явления, обеспечивающие и регулирующие их производство, по­требление, функционирование и др. В той мере, в какой явления,


имеющие культурный статус, присущи отдельному человеку, со­циальной группе, обществу в целом, имеет место соответственно культура отдельной личности, социальной группы или общества в целом. Для характеристики набора ценностей отдельного индиви­да или социальной группы, отличающихся от ценностей, разделя­емых и поддерживаемых той более широкой социальной систе­мой, в которую входят эти индивиды (социальные группы), ис­пользуется понятие «субкультура».

Понятие «физическая культура» выделяет такую сферу культу­ры, основным содержанием которой является процесс социализа­ции и «окультуривания», социокультурной модификации тела (те­лесности, телесного бытия) человека. Данная сфера культуры свя­зана, следовательно, с телесным бытием людей, их физическим состоянием. Это состояние входит в физическую культуру как ее специфический элемент в той мере, в какой оно вплетено в соци­альную жизнедеятельность, и в том отношении, в каком оно яв­ляется культурной ценностью. С учетом многообразия социально и культурно сформированных параметров телесного бытия человека в рамках физической культуры выделяют культуру движений (дви­гательную культуру), культуру телосложения и культуру физичес­кого здоровья.

Все «здание» физической культуры не сводится только к «бло­ку» социально сформированных в соответствии с культурными образцами физических качеств и способностей человека, хотя ему и отводится центральное место. Помимо данного «блока» в физи­ческую культуру включается целый ряд других, которые связаны с теми знаниями, мотивами и потребностями, на основе которых физические способности реализуются в деятельности, с отноше­нием человека (социальной группы или общества в целом) к фи­зическим качествам и способностям с соответствующими соци­альными институтами и др. [3].

По меткому определению И.М. Быховской, физическая куль­тура — это не область непосредственной работы с «телом», хотя именно телесно-двигательные качества человека являются пред­метом интереса в этой области. Как всякая сфера культуры, куль­тура физическая — это прежде всего работа с духом человека, его внутренним, а не внешним миром [3].

В контексте курса социологии физической культуры и спорта содержание понятия «физическая культура» наиболее часто упот­ребляется в двух значениях:

1. Физическая культура выступает как составная часть общей культуры, как компонент социального образа жизни.

2. Физическая культура рассматривается преимущественно как специфическая реальность, как социальный процесс по овладе­нию ценностями особого вида культуры, называемой культурой физической.




В этом смысле понятие употребляется при анализе реального проявления физической культуры и отношения к ней людей.

Спорт — уникальный социальный институт развития, распро­странения и освоения культуры двигательной деятельности чело­века и человечества. Общепризнанно связывать спорт с соперни­чеством, состязательностью, под которыми понимается борьба меж­ду людьми, между человеком и природными явлениями или чело­века с самим собой. Именно соревновательная деятельность и под­готовка к ней являются основными признаками, отличающими спорт от других феноменов. Ключевым в определении понятия яв­ляется и то, что спорт выступает как средство и форма выявления социального признания высших психических и духовных способ­ностей индивида и команды.

Слово «спорт» происходит от старофранцузского и английско­го слова «de sporte», что означает «развлечение, увеселение, заба­ва». Ныне содержание понятия «спорт» лишь отчасти соответствует первоначальному смыслу, доминирует же другое — результат и сравнение результатов в соревновании. Термин «спорт» употребля­ется применительно к различным областям, в зависимости от того, какие цели ставят перед собой занимающиеся или кто участвует в тех или иных спортивных занятиях. Это детский и юношеский спорт, массовый спорт, спортивно-воспитательная деятельность (СВД}, профессиональный или коммерческий.

Спорт — социальное явление, которое создало свою собственную национальную и международную структуру, специальную матери­альную базу, кадры по специальности, систему и принципы обуче­ния и тренировки. Вместе с тем нельзя сводить суть спорта только к достижению высоких результатов, ибо в нем как в общественно-культурном явлении сочетаются наряду с соревновательной функ­ции разностороннего развития спортсменов, воспитания и подго­товки их к жизненной практике; эвристические, оздоровительно-рекреативные, эстетические, экономические, зрелищные, т.е. фун­кции, присущие ему прежде всего как социокультурному явлению.

Спортивная культура — это составная часть общей культуры, объединяющая категории, закономерности, учреждения и блага, созданные для интенсивного использования физического упраж­нения в рамках соревновательной деятельности. Ее цель — первен­ства и рекорды, за счет использования физического и духовного совершенства человека.

Таким образом, спортивная культура — это спортивная дея­тельность и ее результат, связанный с высоким спортивным дос­тижением, подготовкой к нему. Это совокупность материальных благ, социальных и личностных ценностей спорта, освоение кото­рых способствует формированию гармонически развитой личности.

Система физического и спортивного воспитания — совокупность идей, методов и способов, структурно организованных по единым

принципам с целью реализации определенных политических, био­логических и социальных идей в сфере физического воспитания и спорта.

Понятие системы объединяет теорию и практику физического воспитания и спорта в определенном обществе. Система физичес­кого и спортивного воспитания отражает исторически сложившийся тип его социальной практики, т. е. целесообразно упорядоченную, организованную совокупность основ и форм, определенных усло­виями развития общественной формации. Она, как известно, ха­рактеризуется идеологическими основами, выраженными в целе­вых установках, принципах, идеях, продиктованных потребнос­тями общества, теоретико-методическими основами физического воспитания и спорта, программно-нормативными основами и спо­собами реализации этих основ.

Понятие «физическая культура» означает совокупность обще­ственных целей, задач, форм, мероприятий, достижений и фак­торов, существенных для физического совершенствования чело­века. Физическая культура — понятие более общее, отражающее самое существенное. Спорт — доминирующая форма проявления физической культуры. Этот термин часто употребляется в качестве синонима понятия «физическая культура» и, по мнению специа­листов, может также рассматриваться как система результатов физической культуры, поскольку обозначает стремление к физи­ческим достижениям на основе норм, правил, принципов трени­ровки и соревнований. Соревновательный метод занятий и прин­ципы тренировки широко используются при занятиях физкуль­турной деятельностью. Поэтому, когда говорят о занятиях спортом, то имеют в виду использование различных физических упражне­ний, чтобы укрепить здоровье и работоспособность.

В социологии при анализе общества, его процессов и отноше­ний руководствуются понятиями «общественный» и «социальный». Понятия «общественный», «общественные отношения» использу­ются, как правило, когда речь идет об обществе в целом, о взаи­модействии его сторон — экономической, культурной, полити­ческой. Когда же речь идет о природе отношений людей друг к другу, человека к человеку, об их отношении к условиям их жиз­недеятельности, к их собственному положению и роли в обществе и к обществу в целом, то используется понятие «социальное» и соответственно «социальные отношения».

Социальное — это совокупность общественных отношений дан­ного общества, интегрированная в процессе совместной деятель­ности (взаимодействие) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.


Вопрос 3 Содержание и структура,цель и задачи, функции социологии физической культуры и спорта

Физическая культура и спорт, заняв прочное положение в сис­теме явлений общей культуры человечества, стали полноправны­ми объектами изучения социологии — науки о движущих силах и закономерностях развития и функционирования общества.

Исторически сложилось так, что раньше всех сформировалось научное знание о теории физической культуры, психологии, пе­дагогике, цикле медико-биологических дисциплин и лишь впос­ледствии — социологическое знание о физической культуре и спорте. Разработка социологической теории в области физической куль­туры и спорта в западных странах началась в 1950—60-х годах, в России — в конце 1950-х годов.

Как любая научная дисциплина, социология физической куль­туры решает свои специфические проблемы и имеет свой пред­мет, отличный от других социальных наук. Ее объект — физичес­кая культура и спорт как общественные явления. Она исследует их социальную природу, законы их возникновения, развития и функ­ционирования, систему и закономерности, которые сложились и существуют в современном обществе. Решение данных проблем и составляет сущность ее как науки. В ее фукнции входит также изу­чение взаимосвязей физической культуры, спорта с другими об­щественными явлениями и сторонами культурной жизни обще­ства: с производством, социальной, политической и духовной сферами социума, с его природными основами. Значительное ме­сто отводится социологии физической культуры в решении про­блем воспитания и образования подрастающего поколения. В ней рассматриваются проблемы ценностно-потребительского отноше­ния людей к сфере физической культуры и спорта.

Исходя из предмета, определяющего специфические черты со­циологии физической культуры и спорта, можно заключить, что эта наука — одно из прикладных направлений социологии. Как на­учная и учебная дисциплина, она выясняет механизмы и характер общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, рассматривает роль и место физической культуры и спорта в образе жизни людей, а также специальные взаимодействия в связи с их участием в физкультурно-спортивной деятельности [2]. Кроме того, по определению В.И.Столярова [3], социология физической куль­туры и спорта является научной дисциплиной, изучающей место физической культуры и спорта в обществе, их социальные функ­ции и связь с другими общественными явлениями, а также по­требности, интересы, ценностные ориентации и общественное мнение различных социально-демографических групп населения. Целью научной дисциплины «Социология физической культуры и спорта» является исследование физической культуры и спорта как общественных явлений, использование его результатов для построения закономерностей и тенденций их развития, прогнози­рование и принятие управленческих решений по совершенствова­нию работы в данной отрасли, а также интеграции физкультурно-спортивной деятельности в образ жизни населения страны.

В качестве учебной дисциплины социология имеет своей целью формирование мировоззренческих взглядов на физическую куль-




Каким образом развивается спорт как самостоятельный соци­ально-культурный феномен?

Ответы на эти вопросы можно получить с помощью конкрет­ных социологических исследований (КСИ).

Определив цели и приоритетные задачи социологии физичес­кой культуры и спорта, можно представить структуру построения этой науки. Первая часть исследует развитие физической куль­туры как общественного явления (изучение проблем физической культуры и массового спорта, выявление динамики отношения людей к занятиям физическими упражнениями, анализ и прогноз развития физической культуры). Вторая часть социологии фи­зической культуры и спорта построена на изучении спорта как социально-культурного феномена, его противоречий, основных за­кономерностей и тенденций развития в современном обществе.

Социология физической культуры, являясь по своей сути при­кладной наукой по отношению к общей социологии, выполняет ее главные функции — теоретико-познавательные, мировоззрен­ческие и организационно-управленческие.

Теоретико-познавательные функции состоят в изучении соци­альных аспектов физической культуры и спорта, их места и роли в общественной жизни, социальных процессов, происходящих внутри физической культуры, в физкультурно-спортивных коллективах, добровольных спортивных обществах и других организациях. Ре­зультаты исследований дают прирост новосознания о социальных процессах, происходящих в сфере физической культуры и спорта.

Социология физической культуры и спорта выполняет прису­щие всякой науке описательную, объяснительную и эвристическую функции. Она описывает, накапливает и систематизирует факты, относящиеся к социальной природе и роли физической культуры и спорта. Раскрывая глубинную сущность происходящих в них про­цессов, прослеживая все характерные для них причинно-следствен­ные связи, она дает объяснение явлениям и событиям, относя­щимся к физической культуре и спорту. Используя все присущие современной науке средства и методы, она прогнозирует развитие событий в будущем, раскрывает намечающиеся тенденции, от­крывает новые факты и явления. В этом состоит ее эвристическая функция [6].

Мировоззренческая функция социологии физической культуры и спорта состоит в формировании общественного сознания по отно­шению к ценностному содержанию физической культуры и спорта, в распространении знаний о данном социальном феномене. Она исследует и раскрывает социальные функции физической культу­ры и спорта, формулирует мотивацию и интерес к занятиям фи­зическими упражнениями и спортом.

Исследуя пути, средства и формы вовлечения населения в ре­гулярные физкультурно-спортивные занятия, социология физи-





ческой культуры и спорта призвана давать практические рекомен­дации по организации и управлению в сфере физической культу­ры и спорта. Разрабатывая прогнозы развития социально-эконо­мической сферы отрасли, социология физической культуры и спорта выполняет свою организационно-управленческую функцию.


7426885125673890.html
7426935871181663.html
    PR.RU™