Рынки факторов производства в машиностроении

Рынки факторов производства включают в себя следующие: рынки рабочей силы, сырья и других производственных ресурсов. Многое здесь будет вам знакомо, так как те же условия, которые формируют предложение и спрос на рынках готовой продукции, влияют и на рынки факторов производства.

Мы видели, что рынки готовой продукции могут значительно отличаться по своей структуре. Некоторые рынки совершенно или почти совершенно конкурентны, тогда как на других рынках производители обладают рыночной властью. Такаяже картина и на рынках факторов производства. Существуеттри различных структуры рынка факторов производства: 1) совершенно конкурентные рынки факторов производства; 2) рынки, на которых покупатели факторов производства обладают монопсонической властью; 3) рынки, где продавцы факторов производства имеют монопольную власть.

Равновесие на рынках факторов производства зависит от того, какой рыночной властью обладают фирмы на рынках готовой продукции.

Кривая рыночного предложения факторов производства имеет обычно наклон вверх.

Однако когда производственным фактором является труд, то соответствующее решение принимают люди, а не фирмы. В этом случае целью производства становится скорее максимизация полезности, а не максимизация прибыли (см. рис. 11.2).

Рассмотрим, как рабочий решает, сколько часов в день (или недель в году) ему работать. Рабочее время делится на время работы и время отдыха. Мы можем предполагать, что отдых приносит удовольствие, а работа нужна только для получения дохода. Мы также предполагаем, что рабочий может выбирать, сколько часов в день работать.

Рис. 11.2. Кривая предложения на труд

Тарифная ставка зарплаты, следовательно, измеряет ценность для рабочего времени отдыха, потому что зарплата представляет собой сумму денег, которую рабочий тратит, чтобы насладиться отдыхом. По мере того как размер зарплаты растет, цена отдыха также растет.

Проявляется 2 вида эффектов:

· эффект замещения (изменение относительной цены при постоянной полезности) и эффект дохода (изменение полезности при неизменных относительных ценах). Когда увеличивается тарифная ставка зарплаты, налицо оба эффекта. Эффект замещения происходит потому, что более высокий размер зарплаты повышает реальный доход рабочего. При более высоком доходе рабочий может купить больше товаров, одним из которых является отдых. Если тратится больше денег на отдых, тогда эффект дохода стимулирует рабочего трудиться меньшее количество часов. Кроме того, если эффект дохода достаточно велик, рабочий будет трудиться меньше по мере увеличения тарифной ставки зарплаты.



· эффекты дохода могут быть весьма велики, так как зарплата является основным источником дохода большинства людей. Когда повышение зарплаты ведет к тому, что рабочий сокращает свое рабочее время из-за большого эффекта дохода, кривая предложения труда имеет наклон вниз.

Важным моментом управления факторами производства является их планирование.

Какое количество фактора производства приобретет фирма, действующая на конкурентном рынке производственных факторов?

Рассмотрим рис. 11.3а и 11.3б.

б

рис. 11.3. Кривая предложения фактора производства на конкурентном рынке стали

Когда рынок производственных факторов конкурентен, кривые средних и предельных расходов сливаются в одну горизонтальную линию; точно так же кривые предельного и среднего дохода совпадают (являясь горизонтальной линией) для конкурентной фирмы на рынке готовой продукции.

Пока кривая предельного дохода продукта труда лежит выше кривой предельных расходов, фирма может увеличить прибыль за счет приобретения большего количества фактора производства, потому что прибыль от дополнительной единицы (MRP) превышает издержки (ME). Однако когда кривая предельного дохода лежит ниже кривой предельных расходов, прибыль от использования фактора производства становится ниже издержек. Следовательно, максимизация прибыли требует, чтобы предельная доходность была равна предельным расходам:

МЕ= MRP.

Это соотношение закладывается в основу планирования факторов производства в машиностроении.


7430352897347817.html
7430377227040302.html
    PR.RU™